Особенности реального внедрения 1С:ТОИР. Часть 2. Контроль состояния оборудования. Выполнение ТО и ремонтов

Часть 2. Контроль состояния оборудования. Выполнение ТО и ремонтов

В данном материале специалисты компании 1С:Апрель Софт продолжают поделиться опытом успешного проекта на базе программы 1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП (ТОИР). Напомним, что площадкой для внедрения послужила компания, предоставляющая предприятиям нефтедобывающей отрасли комплекс услуг, в том числе: поисково-разведочное и эксплуатационное бурение нефтяных и газовых скважин, текущий и капитальный ремонт скважин, подбор рецептур, разработка и сопровождение буровых растворов, цементирование скважин, услуги по технологическому сопровождению наклонно-направленного бурения.

В первой части статьи мы рассмотрели такие темы, как Учет объектов ремонта, Интеграцию ТОИР с учетной системой и Планирование ремонтов.

Далее мы параллельно расскажем о двух внедренных функциональных блоках: Контроль состояния оборудования и Выполнение ТО и ремонтов, т.к. для работы в данных подсистемах используется общее АРМ, разработанное нами в процессе внедрения.

31.jpg

Сначала представим спроектированную схему отдельно для Технического обслуживания (ТО) и отдельно для Ремонтов (текущих и капитальных).

Итак, непосредственно источником запланированных данных и для ТО, и для ремонтов являются документы План-график ППР. Далее в зависимости от вида ремонта по-разному выполняется обработка запланированных ремонтов. Принципиальное отличие видов ремонта определяется соответствующим реквизитом в карточке Вида ремонта (реквизит «Это техническое обслуживание»). Для ТО используется упрощенная схема обработки с меньшим набором документов, а именно, на основании запланированного ТО сразу формируется документ Акт выполнения этапа работ, который обрабатывается пользователями через АРМ.

32.jpg

Для ремонтов, не являющихся ТО (текущий ремонт, капитальный ремонт), используется более сложная схема с большим количеством документов. Ниже вы видите графическую схему бизнес-процесса по ремонтам. Основанием является План-график ППР, на его основании формируются документы Смета (заявка на ремонт), на основании сметы формируется Наряд-задание на ремонт и уже на основании Наряда формируется документ Акт выполнения этапа работ.

33.jpg

Запланированные ремонты всех видов обрабатываются одним регламентным заданием, которое на основании запланированных ремонтов формирует документы определенного вида: для ТО – акты выполнения этапов работ, для ремонтов – Сметы (заявки на ремонт). Формирование данных документов происходит с учетом данных о горизонтах планирования, т.е. на какой период от даты запуска регламентного задания формировать данные документы. В системе создан регистр сведений Горизонты планирования, в котором в разрезе видов ремонта и ответственных служб указываются горизонты планирования в днях и какой тип документа создавать: Акт или Заявку.

34.jpg35.jpg

 А теперь давай рассмотрим процесс обработки (выполнения) запланированного ремонта или ТО. Мы будем рассказывать на примере ремонта, для ТО выделим отличия.

Итак, для работы с запланированными ТО и ремонтами разработано специальное АРМ «Техническое обслуживание и ремонт», форма АРМ представлена на скриншоте.

36.jpg





В АРМ «ТО и ремонт» обработка запланированных ремонтов первично выполняется инженером обслуживающего сервиса. Инженер видит все запланированные ремонты по своему сервису, а также удовлетворяющие условиям отбора, наложенным в области отборов АРМа. В АРМе работа ведется по одному выбранному заданию (активной строке заданий). Для того, чтобы начать работу с заданием, пользователь «берет В работу» задание, оно становится активным и для него доступны различные действия.

37.jpg

На этапе заявки инженер может уточнить перечень ремонтных работ, указать материальные затраты, необходимые для выполнения ремонта, трудовые затраты (какие трудовые ресурсы необходимы), инструменты и запчасти, а также Исполнителя работ.

38.jpg

В качестве Исполнителя может быть указан Контрагент – организация, выполняющая ремонт при подрядном способе выполнения, Сервис или Сотрудник – при выполнении ремонта собственными силами.

39.jpg

Заполнив все данные по Заявке, инженер Сохраняет внесенные изменения. Далее должен быть указан статус Обеспечения по Заявке: Требует или Не требует обеспечения. На следующем этапе значение данного реквизита используется при обмене с учетной системой и используется в подсистеме Обеспечение производства. Значение статуса обеспечения из учетной системы возвращается в ТОИР (это следующий этап в части настройки обмена двух систем, на данный момент ещё не запущен).

40.jpg
41.jpg

Обеспеченная заявка на ремонт передается непосредственно на объект для выполнения. В системе в этот момент инженер Создает Наряд на ремонт, т.е. выдает задание распорядителю. До этого этапа Состояние задания принимало значение «Запланирован», после создания Наряда (нажатие на кнопку Создать наряд в верхней части АРМа) задание автоматически меняет состояние на «В работе». С такими заданиями (статус которых «в работе») инженер уже не работает, а только контролирует ежедневно выполнение данных ремонтов. С заданиями в статусе «В работе» работает распорядитель через данный АРМ (ему доступны только такие задания).

42.jpg

Распорядитель ежедневно выдает задания исполнителям ремонта, печатая выбранные задания из системы) при этом доступна групповая печать выбранных заданий).

43.jpg

44.jpg


Ежедневно в конце дня распорядитель заносит данные по фактически выполненным ремонтным работам в систему. Факт выполнения (полного или частичного) ремонта в системе сопровождается созданием Акта выполнения этапов работ (нажатие на кнопку в панели действий АРМа). Состояние ремонта автоматически меняется на «Частично выполнен». На данном этапе распорядитель может проставлять процент выполнения ремонта (для возможности анализа состояния ремонта по ОР, если ремонт достаточно длительный по времени), а также указывать данные о гарантии, если она была предоставлена после выполнения ремонта подрядчиком.

45.jpg46.jpg

Если указываются данные по предоставленной гарантии, то в дальнейшем при возникновении необходимости ремонта по данному ОР в период срока действия гарантии система оповещает пользователей о том, что по данному ОР действует гарантия. 47.jpg

Для того, чтобы полностью завершить ремонт по заявке, распорядитель нажимает кнопку Завершить, ремонт закрывается и уходит из области текущих ремонтов в АРМе.

Таким образом обрабатываются запланированные ремонты. Как видно из приведенного примера, набор действий по обработке заявки на ремонт используя разработанный АРМ – минимальный, при этом идет четкое распределение по должностям и ролям, как функциональных обязанностей, так и доступность определенной информации в системе (пользователи не делают и не видят «лишнего»).

48.jpg

49.jpg

Итак, мы рассказали схему обработки запланированных ремонтов. Сейчас вкратце расскажем об отличиях обработки запланированных ТО. Как говорилось ранее, по ТО отсутствуют документы Заявка на ремонт и Наряд на ремонт, по данным графиков ППР сразу создаются документы Акты выполнения этапов работ, состояние этапа работ отслеживается по значению одноименного реквизита в документе Акт выполнения этапов работ.

50.jpg

При выполнении ТО, как правило, требуется зафиксировать значения контролируемых показателей. Это также выполняется через АРМ на отдельной закладке Измеряемые показатели. В дальнейшем значения измеряемых показателей могут быть использованы для принятия определенных решений по выполнению ремонта ОР.

В ходе выполнения ТО может быть выявлена неисправность, которая должна быть устранена. В этом случае фиксируется Выявленный дефект на отдельной закладке АРМа, который в дальнейшем в зависимости от вариантов его заполнения по-разному обрабатывается системой (если указана вид ремонта Аварийный (срочно), то минуя стадию заявки на Ремонт создается Наряд-задание, которое сразу попадает в рабочее место распорядителя).

51.jpgВ завершении покажем отчет План-факт по выполнению ремонтов.

52.jpg

Сложности в ходе внедрения и как их обошли

По опыту внедрения на начальной стадии необходимо ввести значительный объем данных, что зачастую сильно демотивирует сотрудников. Поэтому непосредственно перед запуском было решено запускать систему в эксплуатацию частями, т.е. не для всех ОР сразу, а для части, добавляя в дальнейшем следующий части, согласно имеющемуся плану запуска. Это могут типы машин, цеха, производственные линии.

Также для решения вопроса с вводом большого количества данных можно посоветовать использовать успешный опыт пилотного внедрения. Действительно, когда есть «хорошая» система, которая полностью удовлетворяет вашим потребностям, значительно проще мотивировать сотрудников на выполнение заданий по автоматизации тиражных этапов.

Зачастую на предприятиях нет карт ремонтов, перечень операций одного ремонта всегда разный. Здесь, как вариант, можно включить в карты ремонтов операции «с запасом» (то есть все возможные технологические операции) и в каждом конкретном ремонте исключать лишние операции.

Мы на проекте, столкнувшись со сложностью привязки технологической операций к технологической карте, приняли решение о создании «пустой» технологической карты. А в дальнейшем планируется компоновать технологические карты по мере выполнения ремонтов.

Эффекты от внедрения новой системы

Основные работы по автоматизации завершились (на текущий момент идет постпроектное сопровождение). Основные эффекты, полученные от внедрения системы 1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП:

1. Наличие достоверных данные о текущем состоянии всех ОР в одной базе

2. Автоматическое планирование графиков ППР на основании имеющихся нормативов и данных о фактической наработке

3. Производственная программа «без иллюзий»

4. Быстрое формирование управленческой отчетности

Кроме этого разработка удобных и простых рабочих мест привела к повышению удовлетворенности пользователей от работы в системе. Все это, безусловно, позволит предприятию получить экономический эффект от внедрения.

По данным различных исследований (Gartner, A.T.Kearney, ARC Advisory Group, SMRP) внедрение систем класса EAM (такой системой является 1С:ТОИР) окупается в среднем менее чем за 2 года

Выгоды от внедрения (По данным исследования консалтинговой группы A.T. Kearney (в исследовании участвовало 558 компаний):

Повышение производительности работ по ТОиР

29 %

Повышение коэффициента готовности

17 %

Сокращение складских запасов

21 %

Уменьшение случаев нехватки запасов

29 %

Увеличение доли плановых ремонтов

78 %

Сокращение аварийных работ

31 %

Сокращение сверхурочных работ

22 %

Сокращение времени ожидания запчастей

29 %

Сокращение срочных закупок ТМЦ

29 %

Более выгодные цены на закупаемые ТМЦ

18 %

Материал подготовлен специалистами ERP-Департамента 1С:Апрель Софт.